Понедельник
25.06.2018
10:37
Форма входа
Новости Гагаузии
Google
Освой Интернет
Гагаузоведение
Реклама
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Неофициальный сайт
    Комратского госуниверситета

    Главная » 2009 » Декабрь » 6 » Тюркские танцы: от шаманских камланий до джигитовки с саблями
    Тюркские танцы: от шаманских камланий до джигитовки с саблями
    15:51
    Музыка, ритм, танцы всегда изменяли настроение любого человека: завораживали, даже вводили в экстаз.
    Для многих незабываемо искусство танца чеченца Махмута Эсамбаева, в частности, его пластика во время шаманского камлания в кинофильме "Земля Санникова". Танцы приближают человека к состояниям, близким к экстазу, помимо этого, укрепляют здоровье исполняющих и несут в себе, наконец, философское содержание определенной национальной культуры .
    Что касается танцевального искусства многонациональных тюрков, ни что иное как тюркское шаманство и тюркская вера - тэнгрианство - дали толчок развитию тюркского танцевального искусства.
    Башкирская ученая Л.И.Нагаева считает, что генезис шаманства у башкир и каракалпаков восходит к тотемистическим и магическим верованиям. Отмечен у башкир-каракыпчаков обряд врачевания, смысл которого заключался в жертвоприношении и перенесении болезни с человека на петуха или гуся. Сакральной силой, способной предотвратить болезнь, наделялись у башкир перья, пух, когти некоторых птиц. Охранительные свойства приписывались костям, зубам, шкуре, коже таких животных и зверей, как конь, баран, козел, волк и других"
    Еще в конце XIX- начале XX в. в глухих местах горнолесной Башкирии можно было заметить "специализацию" башкирских знахарей. Башкирские знахари, которые лечили от сглаза - "куз тейгандэн", от испуга-"кот койоу", от наговоров - "тел-теш куркыу", от падежа скота - "сыыр уты" и т.д. Во всех способах лечения основное значение имели трехкратные круговые обходы больного.
    Видимо, эти действия башкирских лекарей были связаны в прошлом с круговой пляской. Однако усиление ислама и укрепление его позиций в Башкирии обусловили исключение пляски из подобных обрядов...,
    Еще в XIII в. действия башкирского шамана были связаны с коллективной пляской. Когда иная башкирка незадолго до разрешения от бремени впадает в болезнь ищут помощи у своих чародеев, называемых Шайтан-курязя (Чертовидец). В пляске и крике Шайтан-курязя всех превосходил. Он имел обнаженную саблю и заряженную двумя пулями пищаль. Сеанс изгнания шайтана начинался днём и заканчивался на следующее утро.
    Лекарь, совершая обряд "кот койоу", раскачивался из стороны в сторону, пригибался, выпрямлялся, наклонял голову вниз или поднимал кверху, то есть сопровождал обряд примитивной пляской. Движения лекаря были ритмизированы, поскольку они исполнялись в сопровождении песни. Казахские, киргизские шаманы исполняли в камлании идентичные танцевальные движения. Верховным духом у казахов, киргизов, туркменов выступала душа Куркут-бабы - деда Коркута. Коркут был верховным духом и у башкир. Это указывает на тюркскую основу башкирского шаманства. Числа три, семь, сорок являлись магическими у многих тюркоязычных народов. Круговые обходы выполняли также роль магических оберегов во время эпизоотии скота.
    Башкиры- бурзяне еще в начале XX в. умели добывать огонь трением. Такой огонь считался священным - сыыр уты, им окуривали скот.
    Каждый хозяин окуривал свой скот этим огнем, трижды обходя; вокруг дома и хозяйственных построек... ("ТАНЦЫ ВОСТОЧНЫХ БАШКИР", Л. И. Нагаева, Изд. "Наука", Москва, 198 I.e. 67-72)
    Интересно, что и стиль Ба-гуа китайского боевого искусства кунгфу также основан на круговом движении.
    Тюрки-тувинцы (среди которых есть и шаманисты, и буддисты) перед тем как начать свою национальную борьбу, обычно исполняют танец орла. Некоторые племена североамериканских индейцев также "имеют в арсенале" танец орла.
    Кумыкский писатель Мурат Аджи поведал о тюркском празднике, проведенном в кавказском селении Учкулан Горного Карачая в августе 1993 года, когда встретились многочисленные тюрки Аджиевы, расписанные по "разным" народам - балкарцам, кумыкам, карачаевцам...
    Собравшиеся потомки гуннов разожгли большой костёр, разделывали баранов по технологии, идущей от опыта древних тюрков, пели старинные тюркские песни, танцевали общий для кумыков и других тюрков танец "тюз тепсев", исполняемый обычно на свадьбах, и "абезек".
    А у балкарцев и карачаевцев эти два танца называются "тюз тепсеу" (буквально - "прямой танец") и "абезех" ("парный танец"). Балкарцы и карачаевцы эти два танца, наряду с "тегерек тепсеу" ("круговой танец") обычно танцуют на праздниках и свадьбах.
    Со времен тэнгрианства и шаманизма сохранили балкарцы и карачаевцы много танцев: "аш-тотур" - пляска в честь покровителя волков, "апсаты" - пляска молодых охотников, "чоппа" - пляска юношей, исполнявшаяся при их посвящении в воины - джигиты, особая пляска в честь бога грозы и покровителя воинов Элии, "Агьаз тепсеу" - пляска ласок как отображение тотемизма древних балкарцев и карачаевцев, которые считали ласку - животным почитаемым и неприкосновенным. Тюркской богине Умаи-бийче посвящён очень красивый и сложный танец "Бийче тепсеу". Богине матери огня, покровительнице очага, посвящался танец, который исполнялся после постройки дома, вокруг очага или на плоской крыше.
    С сезонными работами, первой вспашкой, уборкой урожая, жатвой, молотьбой связаны песни-пляски "Алтын хардар", "Голлу", "Эрирей" и другие.
    Количество танцев, балкарцев и карачаевцев - около ста, а более двадцати из них сумел восстановить и поставить на сцене замечательный хореограф Кудаев Мухтар Чукаевич (журнал "Асалан", N1, 1998 г., Москва, "Мир дому твоему", стр. 186-187)
    Чувашские парни и девушки во время "уяв" - весенне-летнего периода молодежных игрищ и хороводов - собирались вечерами за околицей на лугу, девушки устраивались полукругом по обе стороны от присутствующих музыкантов, причем восточный сектор круга оставался открытым: В центре круга постоянно отплясывали парни, приглашая девушек по очереди на танец. Чуваши-анатри во время "уяв" жгли костер и водили вокруг него хороводы в несколько кругов. На "уяв" часто собиралась молодежь сразу из нескольких чувашских деревень.
    Башкиры любили танцевать на семейных торжествах в честь приезда гостей из другой деревни - "кунак курхатеу ашы".
    Любовь тюрков разных групп к танцам очень велика: если чуваши танцевали на празднике "акатуй", то казанские татары - на аналогичном ему "сабантуе", а башкиры - на своем "hабантуй".
    Очень похожи не 'только праздники и танцевальные обычаи тюрков! Обнаруживается и родственность всех урало-алтайских народов: башкиры танцуют на празднике "хэрэн", чуваши на - "серен", татары - на "сэрэн" удмурты - на "сурен", марийцы - на "сюрем". Да, сходство видно и в сущности, и в названиях праздников!
    У башкирских джигитов наиболее популярными танцами в начале XX века были: "Охотник", "Всадники", "Пастух", "Тимербай", "Перовский" и др. В этих танцах, естественно, вплетены такие движения как рубка саблей, выстрелы из лука, выслеживание добычи ("кузэтеу"), удары нагайкой и т.д.
    В танцах башкир, видимо, вследствие их прежнего тотемизма, а также пристрастия охоте с ястребами, соколами, беркутами, встречаются движения подражающие полету птиц.
    В старину у татар и башкир каблуки и мужских и женских сапог украшались металлическими подковами, поэтому при исполнении дроби возникало сходство с цоканьем конских копыт.
    Башкирские женщины договаривались перед исполнением плясок с кураистами, которые затем исполняли заказанные мелодии. Мастерицы танцевального искусства выводили потанцевать в круг то одну, то другую девушку. Женщины постарше в танцах участвовали реже.
    Иногда мужья приглашали своих жен на танец. А молодежь уфимских татар любила "пять ворот" - "биш капка" - азартную игру с пляской, а так же обычный для молодежных сборищ (аулак) танец "уен", когда все участвующие вставали парами, образуя круг. Парни стояли ближе к центру круга. Сначала пары двигались очень плавно, во второй части мелодии - уже с притопами на месте, а в конце танца девушки кружились под поднятыми руками джигитов и переходили к следующим партнерам. Танец продолжался долго - пока девушки не возвращались к своим исходным партнёрам.
    У тюрков разных племен и народов пляски и танцы пользовались огромной популярностью на всех тэнгрианских празднествах .
    Следуя тысячелетним традициям, тюрки сызмала учились садиться на коня, стрелять из лука и танцевать.

    Айрат ГАЛИМЗЯНОВ

    Просмотров: 2213 | Добавил: lord | Теги: тюркские танцы | Рейтинг: 3.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: