Вторник
22.05.2018
09:01
Форма входа
Категории раздела
Лингвистика [11]
Юриспруденция [10]
История [0]
Новости Гагаузии
Google
Освой Интернет
Гагаузоведение
Реклама
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Неофициальный сайт
    Комратского госуниверситета

    Главная » Статьи » Юриспруденция

    Алауханов Е.О. Проблемы борьбы с коррупцией

    Не решив проблему коррупции, невозможно эффективно решать задачи государственного управления. Так, греческие мыслители Платон и Аристотель относили коррупцию к политическим категориям, а Н. Макиавелли считал ее свидетельством общего заболевания государства, разрушающего гражданскую добродетель. В свою очередь, Ш. Монтескье характеризовал ее, как дисфункциональный процесс, в результате которого хороший политический порядок или система превращаются в негодные.

    Среди множества социально-экономических и политико-правовых проблем современного казахстанского общества проблема борьбы с коррупцией занимает далеко не последнее место. Существует несколько причин ее чрезвычайной актуальности.

    Во-первых, скандалы и разоблачения в злоупотреблении властью в корыстных целях на фоне углубляющегося неравенства разных слоев населения подрывают авторитет власти, дискредитируют демократию, создают опасность поворота к диктатуре, одним из лозунгов которой может быть борьба с коррупцией.

    Во-вторых, коррупция, экономическое содержание которой состоит в деформации процесса распределения ресурсов, негативно влияет на развитие и укрепление экономики в целом.

    В-третьих, коррупция, как и многие другие негативные социальные явления, создает условия собственного воспроизводства - она отрицательно влияет на будущий социально-экономический и политический порядок, причем, чем продолжительнее период масштабной коррупции, тем сложнее предстоит борьба с ней и устранение ее последствий, даже если некоторые из ее причин и будут ликвидированы.

    В-четвертых, что очень существенно в настоящее время, репутация страны с масштабной коррупцией является не только политическим, но и важным экономическим фактором, влияющим на условия предоставления займов, иностранных инвестиций и т.д.; как и любая репутация, она с трудом поддается исправлению.

    Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика - следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии модернизации. Казахстан переживает сейчас не просто модернизацию, а коренное изменение общественных, государственных и экономических устоев. Поэтому неудивительно, что она следует общим закономерностям развития, в том числе негативным.

    Не принятие радикальных эффективных мер в борьбе с коррупцией может привести к тому, что из криминальной, экономической и социальной проблемы она может перерасти в политическую и приобрести масштабы национального бедствия, подрывающего основы конституционного строя страны. Вот почему Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» в качестве одного из семи основных приоритетов нашего государства назвал решительную и беспощадную борьбу с коррупцией. При этом он особо отметил, что только эффективное сдерживание коррупции является общепризнанным условием построения правового государства.

    В Государственной программе борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы также отмечается, что коррупция тормозит процесс социально-экономического развития, строительства рыночной экономики, привлечения инвестиций и негативно воздействует на политические и общественные институты демократического государства, представляет собой серьезную угрозу будущему развитию страны.

    Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев представил программу вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, где подчеркнул необходимость последовательной реализации комплексной общенациональной программы борьбы с коррупцией, как с угрозой национальной безопасности и общественной стабильности.

    Таким образом, политическая воля со стороны высшего должностного лица - Президента страны - проявлена решительно. Однако, следует констатировать, что Республика Казахстан в борьбе с коррупцией по различным, требующим глубокого исследования, причинам пока существенных положительных результатов еще не добилась.

    Глава государства Нурсултан Назарбаев все эти годы держит данный вопрос под особым контролем. Президент остановился на заявлении депутата Мажилиса РК, генерала С.Б. Токпакбаева, сделанного на заседании Мажилиса Парламента РК в декабре 2007 года и полностью поддержал его выступление. На недавно прошедшем расширенном заседании Политсовета партии «Нур Отан» Президент поручил «проработать вопрос о принятии специальной программы партии по борьбе с коррупцией, в которой надлежит изложить конкретные комплексные меры по борьбе с этим социальным злом». «Осознавая, что коррупция является социальным злом общества, которое научилось извлекать из продажности государственного аппарата свои выгоды, государство, в том числе в лице партии «Нур Отан», объявляет войну коррупции. Много коррупционных нарушений происходит на местном уровне, соответственно, необходимо усилить борьбу на местах. Опорой данной борьбы должны стать специальные советы при НДП «Нур Отан» по усилению борьбы с коррупцией в регионах, порядок формирования и принципы деятельности которых сейчас обсуждаются среди членов партии. При этом считаю, что для объективной и беспристрастной работы в эти советы необходимо включить лиц, которые не занимают ответственных должностей в государственных органах, что повысит независимость советов при рассмотрении вопросов и принятии решений».

    «Некоторые госслужащие разных рангов хорошо устроились, совмещая государственную службу со своим бизнесом и оказывая всяческую поддержку последнему, - подчеркнул Глава государства. - Установление ограничения в отношении публичных должностных лиц на владение долями в хозяйственных товариществах, акциями в акционерных обществах, в том числе, переданных в доверительное управление, когда их деятельность прямо связана с функциями, которые осуществляет должностное лицо, может также ограничить отмеченные злоупотребления властью. Кроме того, в связи с неэффективностью плановых проверок деятельности государственных органов, которые бывают заранее осведомлены о предстоящем визите контролеров, целесообразной видится разработка механизма введения в государственных органах института постоянного общественного контроля, в том числе со стороны членов специального совета при НДП «Нур Отан» по усилению борьбы с коррупцией. Не секрет, что зачастую граждане боятся огласки и неблагоприятных последствий для себя в случае их обращения с жалобой на коррупционные действия чиновников, в связи с чем предлагаю предусмотреть возможность проведения проверок по анонимным обращениям о фактах коррупции со стороны государственных служащих».

    Так, по данным международной неправительственной организации Transparency International, по уровню коррумпированности Казахстан находится рядом с такими странами, как Гватемала, Лаос, Замбия, Никарагуа и Парагвай. При 10-балльной шкале уровня коррумпированности оценка Казахстана в 2,6 балла свидетельствует о высочайшем уровне коррумпированности общества. По мнению специалистов, все, что ниже трех баллов, указывает на тревожную картину, на высокую коррумпированность государственных служащих.

    По расчетам Агентства по статистике Республики Казахстан, уровень теневой экономики в нашей стране составляет 22 % ВВП. В Правительстве Республики Казахстан полагают, что этот показатель занижен. По некоторым оценкам специалистов, он достигает не менее 40%, а в некоторых сферах и выше.

    Согласно уголовной статистике за 5 месяцев 2007 года, в сравнении с аналогичным периодом 2006 года, на 11,9% возросла выявляемость коррупционных преступлений (с 929 до 1040 фактов). В то же время не обеспечена реализация принципа неотвратимости уголовного наказания. Так, за период 2005-2006 г.г. окончено расследованием 1844 уголовных дел. Из них в суд направлено 1215 дел, остальные же прекращены производством: по нереабилитирующим основаниям – 304 дела, по реабилитирующим основаниям – 325 дел; приостановлено производством - 179 дел. В течение 2007 года к уголовной ответственности было привлечено 906 лиц, совершивших коррупционные преступления, а осуждено всего 692 человека (99 чел. – сотрудники ОВД, 29 чел. – работники таможни, 28 чел. – работники юстиции, 21 чел. – судебные исполнители, 15 чел. – сотрудники АБЭКП, 4 чел. – работники прокуратуры и 3 чел. - судьи). Две трети из них – к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, 219 лиц – к лишению свободы, из которых 127, то есть более половины, – до трех лет. При этом судом первой инстанции и в апелляционном порядке уголовные дела прекращены в отношении 247 лиц и оправдано 30 человек.

    Например: назначается новый министр или аким, всю старую команду отправляют в отставку или в резерв, в связи с этим проявляются элементы коррупционного характера, то есть происходит набор новой команды по «жузовским», родовым признакам, что ни в каком законе не закреплено. А отставные работники даже не могут обратиться в судебные органы по вопросу восстановления в прежней должности, так как назначенные «сверху» оказываются сильнее. Все происходящее не остается без внимания со стороны общества, но при этом нет правового контроля со стороны государства. Это отражается в первую очередь на молодежи, а что может быть пагубнее, чем потеря целого поколения.

    В связи с этим необходимы:

    1. Анализ социального содержания коррупции в условиях осуществления экономических, правовых и государственных реформ.

    2. Новая интерпретация понятия «коррупция» в широком смысле, коррупции в органах власти, политической коррупции.

    3. Классификация видов коррупции и анализ каждого из них.

    4. Новое определение коррупционной преступности, исследование ее признаков и структуры.

    5. В целях исключения различных злоупотреблений, связанных со служебной деятельностью государственных служащих, возникла необходимость введения норм, направленных, прежде всего, на недопущение сращивания руководящих чиновников с коммерческими и иными организациями, а также запрещающих заниматься предпринимательской деятельностью через членов своей семьи в случаях, если организация, где работает член семьи госслужащего, находится в какой-либо зависимости от органа государственной власти.

    В связи с изложенным, представляется целесообразным внести в ЗРК «О государственной службе» ряд дополнений и изменений антикоррупционного характера:

    1. Пункт 3 ст. 1 Закона изложить в следующей редакции:

    - заниматься предпринимательской деятельностью лично, а равно через членов своей семьи или через подставных лиц в подведомственных организациях либо организациях, имеющих договорные отношения и (или) финансируемых органом государственной власти, либо находящихся в иной зависимости от органа государственной власти.

    2. Пункт 7 ст.1 Закона изложить в следующей редакции:

    - состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном законом, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией, а также оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждение, услуги и льготы как лично, так и через членов своей семьи и подставных лиц.

    Вместе с тем в целях поощрения добросовестной государственной службы представляется целесообразным дополнить ст. 23 (пенсионное обеспечение государственного служащего и членов его семьи) ч. 3 следующего содержания: «Государственным служащим, за успешное и добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, при выходе на пенсию могут быть назначены персональные надбавки к пенсиям за безупречную службу».

    3. Нами сформулированы конкретные предложения по совершенствованию уголовного законодательства:

    А. Для более эффективной борьбы с коррупцией и с учетом международного опыта предлагается изменить ст. 311-312 УК РК, изложив их в следующей редакции:

    «Статья 311. Обещание и получение взятки

    1. Обещание лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом принять какие-либо ценности или блага имущественного либо личного характера для себя или другого лица за действия (бездействие), возможные благодаря занимаемой им должности, а равно за общее покровительство или попустительство по службе».

    Сам факт получения благ имущественного характера следует рассматривать как отягчающее обстоятельство получения взятки и, соответственно, ч. 1 переименовать в ч. 2-1 ст. 311 УК РК, и т.д.

    «Статья 312. Предложение и дача взятки

    1. Обещание и дача любым лицом предоставления ценностей или благ имущественного либо личного характера должностному лицу за совершение действий, возможных благодаря занимаемой им должности, а равно за общее покровительство или попустительство по службе».

    Факт передачи денег и ценностей, оказание услуг следует рассматривать как отягчающее обстоятельство.

    Б. Обосновывается целесообразность внесения изменений и дополнений в состав ст. 190 УК РК (Незаконное предпринимательство), предусматривающей уголовную ответственность наряду с должностными лицами государственных служащих. Дается расширенная трактовка преступных деяний, термин «доверенное лицо» заменяется термином «подставное лицо» и в примечании дается его определение, а также дополнительно предлагается ввести квалифицирующие признаки (из корыстной и иной личной заинтересованности; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; лицом, занимающим государственную должность в Республике Казахстан или государственную должность субъекта Республики Казахстан, а равно главой органа местного самоуправления).

    В. Предлагается дополнить Главу 7 УК РК нормами, предусматривающими ответственность за служебный подлог и халатность в коммерческих и иных организациях.

    Г. Обосновывается необходимость введения в УК РК статьи, предусматривающей ответственность за получение незаконного вознаграждения путем вымогательства государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, за совершение действий, входящих в обязанности служащего, а также предлагается квалифицирующий признак состава получения незаконного вознаграждения путем вымогательства - совершение данного преступления за незаконные действия.

    Д. Необходимо вернуть в уголовное законодательство административную преюдицию.

    Е. Предлагается дополнить Главу 7 УК РК «Преступления в сфере экономической деятельности» нормами, предусматривающими ответственность за незаконное обналичивание денежных средств.

    Ж. Ввиду того, что частные нотариусы при совершении нотариальных действий осуществляют государственную функцию и действуют от имени Республики Казахстан (в связи с чем их деятельность носит государственно-властный и публично-правовой характер), полагаем, что они должны быть отнесены к субъектам преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями Главы 13 УК РК. Предлагается внести соответствующие изменения в содержание примечания 1 к ст. 307 УК РК, одновременно исключив эту категорию лиц из числа субъектов, несущих ответственность по ст. 229 УК РК.

    4. В системе органов власти Республики Казахстан предлагается создать подразделения своего рода «внутренних ревизий», как это сделано в ФРГ для выявления и пресечения фактов коррупции в органах власти. В других органах предлагается создать своего рода «управления собственной безопасности», как это сделано в МВД Республики Казахстан.



    via www.sartraccc.ru !-- Yandex.Metrika -->
    Категория: Юриспруденция | Добавил: lord (24.11.2009)
    Просмотров: 1994 | Комментарии: 1 | Теги: проблемы борьбы с коррупцией, алауханов, юриспруденция | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: